"Организация методической работы в ДОУ"
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник – основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат – нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации.
Стратег – старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса.
В нашем ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя.
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса:
Планирование.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
годового плана ДОУ;
перспективного плана по разделам программы;
перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
организацию работы педагогов;
обеспечение выполнения программы;
постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами.
Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
анкетирование;
консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
открытые просмотры, взаимопосещения, показ занятий старшим воспитателем;
обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
в нашем ДОУ прочно закрепилось ежедневное подробное консультирование начинающих воспитателей по подготовке к занятиям, которое является в данном случае прогнозирующим и опережающим контролем. Этот вид контроля позволяет старшему воспитателю до начала работы представить этапы работы и предполагаемый результат;
организация работы «Школы молодого воспитателя»;
участие педагогов в работе методических объединений;
повышение квалификации педагогов.
Контроль.
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
по графику посещает занятия в группах;
следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Создание предметно-развивающей среды:
организация пространства методического кабинета;
приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
оформление стендов, выставок.
творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.